Кто владеет информацией, тот владеет миром. Чем больше знаний сконцентрировано в руках человека, тем больше выгод он может получить, особенно если знания специфические и редкие. Знания и информация идут рука об руку с практическими навыками, которые могут быть или не быть обязательным условием для применения информации.
Информация и знание — самодостаточные объекты, которые можно применять в качестве теории, а можно продавать в качестве готового продукта. Типичным примером современного информационного пространства — продажа знаний о том, как… применять знания.
По сути инфопродукты — наиболее выгодные и при этом наиболее бесполезные с точки зрения практического применения знания, однако именно они дают удобную возможность экстраполировать поток информации и получать за это деньги конвейерным способом.
В России с 2010 года наметился тренд на популяризацию продажи информации. По итогу важна стала не сама информации, а ее востребованность и умение перепродать знание следующему игроку рынка, этакий сетевой маркетинг информации.
При этом само по себе качественное знание имеет практическое применение, если его можно использовать как инструмент.
Например, умение продавать тренинги и обучать этому процессу — знание ради продажи знания. Но умение грамотно продвигать продающие техники — уже инструмент, который можно применить для продажи любого продукта в инфопространстве.
Инвестиции в образование и информацию
Любая информация является образовательной с той позиции, что она чему-то учит и дает понимание каких-либо процессов. С узкой точки зрения — это случай частного понимания термина, конкретно вложение в обучение в конкретном вузе или организации с выдачей соответствующих документов о прохождении курсов или обучения.
Любое знание, будь то инструмент или теория ради распространения теории, продается и покупается. Информация, как объект нематериальной собственности, становится вещью, объектом вещного права. Информация, в которую инвестируются средства, приносит дивиденды за исключением ряда особых случаев.
Чем выгодны инвестиции в информацию и образование:
- Инвестиции в образование бессмертны. Усвоенные и прокаченные на практике навыки не забываются, остаются в памяти, могут быть использованы неоднократно. Основной плюс приобретенного знания: с практикой и опытом оно обогащается, становится более детальным и эффективным, а значит — более ценным и дорогостоящим
- Знания позволяют приобретать больше средств. Кто владеет большим количеством практически применимой информации, кто умеет ее использовать, особенно на фоне тех, у кого этой информации нет вообще или она в ограниченном доступе, тот выступает впереди, на того ровняются, тот может получать больше денег и создавать свои тренды и даже экономические условия, монополии на информационные и материальные продукты. Типичным примером такого применения знания является ноу-хау и патенты
- Наличие информации и образования расширяет возможности и увеличивает продуктивность деятельности как отдельно взятого человека, так и группы людей. Так, человек с двумя высшими образованиями с большей вероятностью сумеет занять важную и высокооплачиваемую должность, человек, владеющий конкретными навыками и опытом работы в сфере IT будет более интересен крупной компании с инновационными подходами
- Наличие образования и специальных навыков расширяет возможности мышления, кругозор, сметливость, сообразительность. Чем большим спектром разноплановых инструментов обладает человек, чем более грамотен он в решении конкретных вопросов, тем больше его ценность, уникальность, индивидуальность. Причем данный фактор образования повышает ценность человека не только на рынке труда, но и в сфере межличностных отношений.
Статистика инвестиций в образование в России
Государство, заинтересованное в своем процветании, создает возможности для образования и обучения своих граждан ровно в той степени, в какой это согласуется с целями управления народной массой.
Совсем не инвестировать в образование критично опасно, делать избыточный акцент на образование — неэффективно с позиции управления. Именно поэтому инвестиции в образование всегда являются в некоторой степени ограниченными. Во всяком случае, в России в последние несколько лет происходит заметный перекос: переход от инвестирования государства в развитие образование к образованию частных инвестиционных фондов, которые стимулируют развитие и расширение вузов и их филиалов.
И самая главная общемировая тенденция, которую ко всему подкрепила пандемия CO VID -2019, — переход на онлайн-образование.
Объем рынка онлайн-образования (EdTech) в России растет на 20–25% в год и по итогам 2020 года может достичь 60 млрд руб., говорится в исследовании «Интерфакс Академии». Сегмент обладает большим потенциалом, но все еще находится на начальной степени развития, отмечают эксперты. В числе его проблем они называют снижение активности венчурных фондов и инвесторов. Российский рынок EdTech достиг объема 45–50 млрд руб. в 2019-м, а в 2020-м приблизился к уровню 60 млрд руб. Россия при этом занимает скромные 1,5 % в общем объеме мирового рынка сетевого обучения.