Стратегический инвестор

Содержание статьи:
  1. Определение
  2. Особенности
  3. Цели

Кто такой стратегический инвестор? В его роли может выступать физическое лицо, организация, группа компаний, государство. В подавляющем большинстве случаев в роли стратегических инвесторов выступают транснациональные корпорации и крупные концерны.

Инвестор ориентирован на приобретение крупных паев и пакетов акций с целью оказывать прямое влияние на развитие бизнеса. Стратегические инвесторы часто приобретают контрольные пакеты акции или такое их количество, чтобы иметь возможность входить в состав совета директоров. Формально контрольный пакет должен составлять 51% от всего количества акций компании, но на практике в России бывает достаточно даже владения 20% акций, чтобы инвестор мог контролировать деятельность АО.

Особенности стратегического инвестирования

Ключевым отличием стратегического инвестора от других типов вкладчиков является то, что при таком типе капиталовложений редко приобретается диверсифицированный портфель ценных бумаг. Крупная сумма инвестируется в какой-либо проект на страх и риск инвестора. Для таких сделок важно иметь хорошие теоретические знания, богатый опыт в области инвестирования, вкладывать средства, которые заведомо могут быть потеряны при наступлении определенных обстоятельств. Это значит, что средства не должны быть единственными и последними у инвестора.

Все сделки такого рода тщательно анализируются, ведется строгий юридический контроль и сопровождение.

Цели стратегического инвестора

Приобретая контрольный пакет акций или такую долю акций, чтобы войти в состав совета директоров, инвестор может:

  1. Решать, какие услуги, товары и продукцию он будет производить и выпускать на рынок
  2. Влиять на систему управления и менеджмента предприятия, регулировать рабочие и производственные процессы
  3. Предлагать эффективные способы ведения налогового учета.

Но это формальные объяснения. В России, да и не только в ней, контрольный пакет акций зачастую выкупают, чтобы влиять на ситуацию на рынке, установить монополию или устранить конкуренцию. Инвестор может полностью переквалифицировать направление деятельности, сменить состав кадров, внедрить новые методы и технологии работы.

В России таких примеров множество. Западные и восточные автоконцерны, производители брендовых вещей, косметики, продуктов питания выходят на рынок с целью поглощения мелки компаний, которые выступают на рынке под самостоятельным брендом.

Ярким примером стратегического инвестирования можно считать поглощение в 2018 году группой компаний «Связной» розничной сети «Евросеть». Владельцы «Евросети» продали все акции компании сотовому оператору «Мегафон», а затем «Мегафон» и «Связной» объединили розничные сети и провели ребрендинг. Акции «Мегафона» через дочернюю фирму переданы компании, которая ведет операционный бизнес «Связного». Владельцы компании «Мегафон» имеют 25% акций ГК «Связной» плюс одну акцию (то есть долю акций, обеспечивающую условия вхождения в совет директоров). В итоге в совет директоров входят два человека, которые могут влиять на бизнес компании.