Продажа инвестиционных проектов

Содержание статьи:
  1. Причины продажи инвестиционного проекта
  2. Формы продажи

Инвесторы, вкладывающие в реализацию и воплощение в жизнь инвестиционных идей путем создания инвестиционного проекта рано или поздно выходят из него для инвестирования в новый, более привлекательный и потенциально успешный бизнес.

Причинами, влияющими на продажу инвестиционных проектов могут являться два критерия:
  • недостаток инвестиционных ресурсов у инвестора для воплощения идеи в жизнь в полном объёме
  • неудовлетворительный уровень рентабельности проекта
  • возможность участия в более эффективных проектах
  • острая необходимость в финансовых ресурсах.

Также решение о продаже инвестиционного проекта, а точнее о продаже доли или его части, может быть принято в результате необходимости привлечения дополнительных средств и соинвесторов для достижения стратегических и, возможно, дополнительных целей и задач, которые сформировались после начала его реализации.

В силу того что рынок инвестиций развит не так хорошо как хотелось бы его участникам продажа инвестиционных проектов это достаточно распространенное явление. Зачастую это происходит из-за негативных последствий неудачного анализа и оценки проекта на прединвестиционной стадии, в результате чего инвесторы, не обладающие необходимым количеством средств для их реализации вынуждены распродавать собственные доли. Однако на рынке существует и большое число достойных, инновационных, высокоэффективных и рентабельных проектов, нуждающихся в ресурсах для их развития и расширения.

Решения о выходе из инвестиционного проекта

Для начала стоит сказать, что в случае если на рынке появляются проекты и идеи, имеющие более привлекательные экономические характеристики для инвесторов, и, в целом, обещающие более благоприятный эффект от вложения в них, целесообразно рассмотреть идею о вступлении в такие проекты. При условии наличия неэффективных инвестпроектов у инвестора, ему становится доступна процедура, позволяющая принять правильное управленческое решение о продаже убыточного актива (проекта).

Для того чтобы инвестору принять решение о выходе из проекта или его продаже, необходимо:

  • проанализировать и оценить уже осуществленные вложения в другие проекты
  • провести прогноз будущей эффективности проектов, в которые инвестированы средства
  • выработать подходящие критерии и формы выхода из убыточного инвестиционного проекта.

Понятно, что для того, чтобы что-нибудь продать, нужен заинтересованный покупатель. И здесь возникаю несколько очень важных моментов, которые напрямую влияют на успешность сделки:

  • в первую очередь необходимо определить стадию реализации инвестпроекта на которой будет происходить продажа (важно понимать, что проект, как минимум, должен пройти подготовительную стадию. Это значит, что должны быть разработан бизнес-план на весь срок его реализации. Также должны быть готовы все разрешительные документы на начало деятельности. В противном случае инвесторам ваша идея не будет интересна, потому что мало кто хочет возиться с юридическими вопросами)
  • определение стадии продажи позволит более чётко выявить потенциальных покупателей и определить стоимость проекта, что в существенно сэкономит время и деньги на поиск инвесторов.

Основным критерием продажи инвестиционных проектов является снижение значения такого показателя как внутренняя норма доходности. Также сопутствующими критериями будут являться:

  • увлечение инвестиционного цикла проекта
  • увеличение срока окупаемости
  • снижение полезного срока эксплуатации.
Продажа инвестиционных проектов, как правило, осуществляется в следующих формах:
  • отказ со стороны инвестора от реализации до начала строительства
  • продажа инвестиционного проекта в форме незавершенного строительства
  • полная продажа проекта на этапе его эксплуатации
  • акционирование инвестиционного проекта с уменьшением собственной в нем доли
  • продажа всех активов проекта по отдельности.