Продажа инвестиционных проектов

Содержание статьи:
  1. Причины продажи проекта
  2. Формы продажи

Инвесторы, вкладывающие в реализацию инвестиционных идей путем создания инвестиционного проекта рано или поздно выходят из него для инвестирования в новый по разным причинам.

Причинами, влияющими на продажу инвестиционных проектов могут являться несколько критериев:
  • недостаток инвестиционных ресурсов у инвестора для воплощения идеи в жизнь в полном объёме
  • неудовлетворительный уровень рентабельности проекта
  • возможность участия в более эффективных проектах
  • острая необходимость в финансовых ресурсах.

Также решение о продаже доли в инвестиционном проекте может быть принято в результате необходимости привлечения дополнительных средств и соинвесторов для достижения стратегических и, возможно, дополнительных целей и задач, которые сформировались после начала его реализации.

Зачастую такие решения принимаются из-за негативных последствий неудачного анализа и оценки проекта на прединвестиционной стадии, в результате чего инвесторы, не обладающие необходимым количеством средств для их реализации вынуждены распродавать собственные доли. Однако на рынке существует и большое число достойных, инновационных, высокоэффективных и рентабельных проектов, нуждающихся в ресурсах для их развития и расширения.

Решения о выходе из проекта

Если на рынке появляются проекты и идеи, имеющие более привлекательные экономические характеристики, и, в целом, обещающие более благоприятный эффект от вложения в них, целесообразно рассмотреть идею о вступлении в такие проекты. При условии наличия неэффективных инвестпроектов у инвестора, ему становится доступна процедура, позволяющая принять правильное управленческое решение о продаже убыточного актива (проекта).

Решение о выходе из проекта принимается на основе:

  • анализа и оценки уже осуществленных вложений
  • прогноза будущей эффективности текущих проектов
  • формулировки критериев и форм выхода из убыточного инвестиционного проекта.

Для продажи необходим заинтересованный покупатель. И здесь есть несколько очень важных моментов, которые напрямую влияют на успешность сделки:

  • необходимо определить стадию реализации инвестпроекта, который подлежит продаже (проект, как минимум, должен пройти подготовительную стадию. Должен быть разработан бизнес-план на весь срок его реализации. Также должны быть готовы все разрешительные документы на начало деятельности. В противном случае инвесторам ваша идея будет не интересна, никто не хочет возиться с юридическими вопросами)
  • определение стадии позволит более чётко выявить потенциальных покупателей и определить стоимость проекта, что существенно сэкономит время и деньги на поиск инвесторов.

Основным критерием продажи инвестиционных проектов является снижение внутренней нормы доходности. Сопутствующими критериями будут:

  • увлечение инвестиционного цикла проекта
  • увеличение срока окупаемости
  • снижение полезного срока эксплуатации.
Продажа инвестиционных проектов, как правило, осуществляется в следующих формах:
  • отказ со стороны инвестора от реализации до начала строительства
  • продажа инвестиционного проекта в форме незавершенного строительства
  • полная продажа проекта на этапе его эксплуатации
  • акционирование инвестиционного проекта с уменьшением собственной в нем доли
  • продажа всех активов проекта по отдельности.