Инвесторы создают инвестиционные проекты, а затем продают и выходят из них по разным причинам, например для участия в более выгодных или крупных.
Причинами, влияющими на продажу инвестиционных проектов могут являться:
- недостаток инвестиционных ресурсов у инвестора для воплощения идеи в жизнь в полном объёме
- неудовлетворительный уровень рентабельности проекта
- возможность участия в более эффективных проектах
- острая необходимость в финансовых ресурсах.
Также решение о продаже доли в инвестиционном проекте может быть принято в результате необходимости привлечения дополнительных средств и соинвесторов для достижения стратегических и, возможно, дополнительных целей и задач, которые сформировались после начала его реализации.
Зачастую такие решения принимаются из-за негативных последствий неудачного анализа и оценки проекта на прединвестиционной стадии, в результате чего инвесторы, не обладающие необходимым количеством средств для их реализации вынуждены распродавать собственные доли.
Однако на рынке существует большое число достойных, инновационных, высокоэффективных и рентабельных проектов, нуждающихся в ресурсах для их развития и расширения.
Решения о выходе из проекта
Если на рынке появляются проекты и идеи, имеющие более привлекательные экономические характеристики, и, в целом, обещающие более благоприятный эффект от вложения в них, целесообразно рассмотреть идею о вступлении в такие проекты. При условии наличия неэффективных инвестпроектов у инвестора, ему становится доступна процедура, позволяющая принять правильное управленческое решение о продаже убыточного актива (проекта).
Решение о выходе из проекта принимается на основе:
- анализа и оценки осуществленных вложений
- прогноза будущей эффективности текущих проектов
- формулировки критериев и форм выхода из убыточного инвестиционного проекта.
Для продажи необходим заинтересованный покупатель. И здесь есть несколько очень важных моментов, которые напрямую влияют на успешность сделки:
- необходимо определить стадию реализации инвестпроекта, который подлежит продаже (проект, как минимум, должен пройти подготовительную стадию. Должен быть разработан бизнес-план на весь срок его реализации. Также должны быть готовы все разрешительные документы на начало деятельности. В противном случае инвесторам ваша идея будет не интересна, никто не хочет возиться с юридическими вопросами)
- определение стадии позволит более чётко выявить потенциальных покупателей и определить стоимость проекта, что существенно сэкономит время и деньги на поиск инвесторов.
Основным критерием продажи инвестиционных проектов является снижение внутренней нормы доходности. Сопутствующими критериями будут:
- увлечение инвестиционного цикла проекта
- увеличение срока окупаемости
- снижение полезного срока эксплуатации.
Продажа инвестиционных проектов, как правило, осуществляется в следующих формах:
- отказ со стороны инвестора от реализации до начала строительства
- продажа инвестиционного проекта в форме незавершенного строительства
- полная продажа проекта на этапе его эксплуатации
- акционирование инвестиционного проекта с уменьшением собственной в нем доли
- продажа всех активов проекта по отдельности.