Инвестиции в инфраструктуру: транспортную, социальную и другие

Содержание статьи:
  1. Что такое?
  2. Статистика инфраструктурных проектов России
  3. План инвестирования в инфраструктуру в России на 2020

Инвестиции в инфраструктуру — это вложения средств в развитие проектов национального и территориального масштаба, в результате чего пользу получает не только инвестор, но и население в целом.

В 2020 году рост рынка инфраструктурных инвестиций в России  и в мире в целом был замедлен из-за пандемии коронавирусной  инфекции. Только за 2020-й год объем инвестиций в инфраструктурные проекты оказался втрое меньше, чем в 2019-м. инвесторы запускали и запускают лишь капиталоемкие и низкорисковые проекты, необходимость в которых продиктована реалиями жизни: это преимущественно коммунальные (18 % всех инвестиций) и транспортные проекты (60 % всех инвестиций).

Инвестиции в инфраструктурные проекты в России в цифрах

Частные инвесторы и крупные партнерства ожидают от государства ясности в вопросах мер социальной и финансовой поддержки проектов. Практически все колебания социальных и экономических условий, а также подкосившая множественные планы пандемия коронавируса, отражаются на уровне инвестиций в инфраструктурные проекты, поскольку в них все напрямую зависит от посещаемости и вовлеченности населения.

Если расходы на инвестиции в  инфраструктуру со стороны государства в России в 2019 году составляли примерно 2 трлн руб., то в 2020-м из-за инфляции и обесценивания рубля фактический прирост инвестиций оказался на уровне 1,8 %. При отсутствии конкретных планов большую часть проектов, которые ранее отдавали под эгиду ГЧП, сегодня намерено оплачивать государство, а бюджетных денег, как правило, недостаточно. Для полноценной поддержки развития инфраструктурных проектов в России, по оценкам крупнейших аналитических агентств, не хватает примерно 7 трлн руб. (на начало 2020 года). К 2021 году величина недостающего финансирования инвестиционных проектов может вырасти до 8 трлн рублей.

Наиболее капиталоемкие проекты инвестирования в  инфраструктуру в России в 2020 году

Наибольшую часть бюджетных средств требует реализация комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры: более 2 трлн рублей внесено в течение 2019–2020-х гг. на строительство ТЭС в Калининградской области и г. Советская Гавань. Также средства пошли на модернизацию нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, профинансирован запуск плавучей атомной электростанции на Чукотке, запущены другие крупные проекты. Бюджет программы освоен на 30 %. 

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» дал возможность оснастить 15 городов России дорогами с автоматическим управлением движения и интеллектуальной транспортной системой. Бюджет по проекту реализован на 37 %.

Проект «Здравоохранение» задействовал до 60 % бюджетных ассигнований, в рамках проекта построены центры исследований онкологических заболеваний. Также активно развиваются и финансируются проекты в сфере экологии, IT-индустрии, расширения магистральной инфраструктуры и улучшения городской среды и строительства жилья.

Планы на инвестиции в инфраструктуру в России с 2021 года

Потенциальные  инвесторы, по оценкам аналитиков, готовы вкладывать в развитие крупных проектов государственного масштаба, не более 3 трлн рублей в год. При этом львиную долю проектов могут обеспечить финансами государственные компании. Государство разрабатывает меры поддержки частных инвесторов, защищающие их права в случае возникновения форс-мажорных ситуаций и риска потери вложений. Пока что наиболее опасной сферой для инвестирования становятся дорожные и социально-ориентированные проекты.

Минфин планирует привлечь сторонние инвестиции, в том числе иностранные в размере 30 трлн рублей в сжатый срок — 3–4 года. Это рекордные планы, которым суждено осуществиться лишь в случае активного интереса к России, ее ресурсам и развитию свободных зон экономического развития.

Примерное распределение интереса к инвестиционным проектам можно увидеть на примере таблицы:

Инвестиции по сферам экономики в 2019 году из бюджета РФ:

Транспортную/логистическую

Социальную

Телекоммуникационную

Коммунальную

Иные

1612,5 млрд руб. /  36 проектов

128,2 млрд руб. / 39 проектов

91,9 млрд руб.  / 6 проектов

24 млрд руб. / 18 проектов

10,8 млрд руб. / 1 проект

От инструментов концессий и квази-ГЧП государственное инвестирование будет плавно переходить к более эффективному в текущих условиях инструменту госзакупок и тендеров, договоров аренды с инвестиционными обязательствами. Но на тотальное использование этого метода может уйти более пяти лет, а пока эта схема остается относительно «сырой» с точки зрения законодательства и неграмотного распределения средств, а также ввиду отсутствия полностью проработанных проектов.