
Содержание статьи:
- Определение
- Меры поддержки инвесторов
- Инвестиционное стимулирование в России
- Эффективность стимулирования
Инвестиционное стимулирование — это меры поддержки государством инвесторов (как частных, так и институциональных), которые помогают вкладчикам максимально продуктивно развивать свой бизнес и/или осуществлять инвестиции в недвижимость, строительство или проекты.
Существует несколько ключевых мер поддержки инвесторов в России:
- Налоговые каникулы — установленный законом срок отсрочки платежей по кредитам или взносам, а также полное освобождение инвесторов на конкретный период от платежей и налогов. Метод актуален во время серьезных финансовых катаклизмов, форс-мажорных ситуаций природного и техногенного характера, пандемий и социальных масштабных проблем, государственных переворотов
- Налоговый кредит — вычет из налога на прибыль части инвестрасходов. Применяется для отдельных категорий бизнеса в качестве стимуляции его развития и распространения на территории страны
- Снижение налоговых ставок или инвестиционные скидки — применяется для стимуляции с быта доп продуктов, например страховки. Также налоговые ставки снижаются при прологнировании вкладов, более выгодных для кредитора условиях договора, то есть снижение ставок служит компенсацией инвестору за длительное использование его средств
- Инвестиционные субсидии — предоставляются государством по отдельным программам, также могут выдаваться отдельными ведомствами и даже частными компаниями и фондами.
- Косвенные налоги и оффшорные зоны налогообложения. Данная категория мотивации относится больше к сфере ведения крупного бизнеса, развитие которого благоприятно для страны в целом, поэтому концерну могут свободно предоставляться сниженные налоговые ставки, льготы, вычеты и так далее.
Наиболее эффективные меры поддержки инвесторов в России
Россия, с ее специфическим менталитетом финансового развития, все же применяет общепризнанные схемы стимулирования своих инвесторов. С 2012 года в стране стали появляться фонды, которые выделяют средства на развитие стартапов. Но большую часть инвестиционной поддержки оказывает все же государство.
В зависимости от формы участия государства модели помощи инвесторам делятся на 4 основные группы.
|
Инвестирование через государственные или частные фонды |
Субсидии и конвенции предприятиям и территориальным единицам со стороны исполнительной власти |
Выдача конкретных трансферов через уполномоченные организации, например помощь детским домам и школам через фонды помощи или целевые госпрограммы, ипакт-финансирование |
Инвестирование через аффилированные лица, банки, консолидированные компании |
Налоговые льготы или компенсация убытков |
Типичная схема: ГЧП — государственно-частное партнерство, социальные облигации |
Конкретные программы инвестиционного развития регионов, например программа поддержки субъектов малого предпринимательства в регионах — назначение налоговых льгот или снижение налоговых ставок. |
Поддержка инвесторов — это один из макроэкономических регуляторов. Для частных лиц инвестиционной поддержкой чаще всего применяется четвертый вариант — возможность применять налоговые льготы. Так, при открытии ИСС клиент может получить налоговый вычет в размере 13 % по уплаченным налогам с доходов, полученных не инвестиционным путем.
Эффективность инвестиционного стимулирования в России
Как уже было сказано, особый менталитет и устройство экономической системы в России не позволяет планомерно двигаться к грамотной мере использования инвестиционной поддержки. Большую роль играет коррупция, когда большая часть полезного инструмента применяется на некорректные цели, обогащение частных лиц. Именно поэтому инструменты инвестиционной поддержки в большинстве своем тотально контролируются государством, и живой инвестиционной помощи от государства типовой россиян не видит.
Например, НДФЛ уплачивается налоговым агентом, а не сами субъектом с его зарплаты, как это происходит, например, в США, где добросовестные граждане сами платят налоги и сдают налоговые декларации. В России такая норма обернулась бы тотальными задержками платежей и перегруженностью органов судебно-исполнительной власти. При этом в России куда больше льгот и возможностей вернуть уплаченные налоги или платить и в минимальном объеме, но сами льготы человек или предприятие не видит, то есть не может держать их в руках.
Таким образом, институт инвестиционного стимулирования в России напрямую зависит от предпосылок социально-экономического развития страны. Сред нестатический россиян не мотивирован ни получать налоговые льготы, ни уменьшать уровень трат или увеличивать поступление налогов в бюджет, потому что не видит в этом прямой и косвенной отдачи, тогда как в Японии, Швеции, Германии граждане напрямую заинтересованы в тотальном контроле за уплатой налогов, так как воочию видят и поступающие льготы, и отдачу бюджета от своих инвестиций (налогов), и меры поддержки государства.
Единственным выходом из ситуации может служить тотальное обучение подрастающего поколения основам инвестирования и принципам макроэкономики. В настоящее время большая часть людей, являясь экономически безграмотными, не могут использовать инвестиционные льготы в полной мере. И если могут, то все равно зависят от механизма взаимовыгодной коррупции на местах, что приводит к сокрытию доходов, неразумному распределению инвестиционных потоков и инвестиционных поступлений.
Грамотное обучение управлению финансами приведет к увеличению оборотов на фондовых рынках, что приведет к общему процветанию экономики и сохранности персональных средств инвесторов.