Поддержка инвесторов в России: инвестиционное стимулирование

Содержание статьи:
  1. Определение
  2. Меры поддержки инвесторов
  3. Инвестиционное стимулирование в России
  4. Эффективность стимулирования

Инвестиционное стимулирование — это меры поддержки государством  инвесторов (как частных, так и институциональных), которые помогают вкладчикам максимально продуктивно развивать свой бизнес и/или осуществлять инвестиции в недвижимость, строительство или проекты.

Существует несколько ключевых мер поддержки  инвесторов в России:
  1. Налоговые каникулы — установленный законом срок отсрочки платежей по кредитам или взносам, а также полное освобождение инвесторов на конкретный период от платежей и налогов. Метод актуален во время серьезных финансовых катаклизмов, форс-мажорных ситуаций природного и техногенного характера, пандемий и социальных масштабных проблем, государственных переворотов
  2. Налоговый кредит — вычет из налога на прибыль части инвестрасходов. Применяется для отдельных категорий бизнеса в качестве стимуляции его развития  и распространения на территории страны
  3. Снижение налоговых ставок  или инвестиционные скидки — применяется для стимуляции с быта доп продуктов, например страховки. Также налоговые ставки снижаются при прологнировании вкладов, более выгодных для кредитора условиях договора, то есть снижение ставок служит компенсацией инвестору за длительное использование его средств
  4. Инвестиционные субсидии — предоставляются государством по отдельным программам, также могут выдаваться отдельными ведомствами и даже частными компаниями и фондами.
  5. Косвенные налоги и оффшорные зоны налогообложения. Данная категория мотивации относится больше к сфере ведения крупного бизнеса, развитие которого благоприятно для страны в целом, поэтому концерну могут свободно предоставляться сниженные налоговые ставки, льготы, вычеты и так далее.

Наиболее эффективные меры поддержки инвесторов в России

Россия, с ее специфическим менталитетом финансового развития, все же применяет общепризнанные схемы стимулирования своих инвесторов. С 2012 года в стране стали появляться фонды, которые выделяют средства на развитие стартапов. Но большую часть инвестиционной поддержки оказывает все же государство.

В зависимости от формы участия государства модели помощи инвесторам делятся на 4 основные группы.

Прямое  инвестирование

Инвестирование через государственные или частные фонды

Субсидии и конвенции предприятиям и территориальным единицам со стороны исполнительной власти

Выдача конкретных трансферов через уполномоченные организации, например помощь детским домам и школам через фонды помощи или целевые госпрограммы,  ипакт-финансирование

Инвестирование через аффилированные лица, банки, консолидированные компании

Налоговые льготы или компенсация убытков

Типичная схема: ГЧП — государственно-частное партнерство, социальные облигации

Конкретные программы инвестиционного развития регионов, например программа поддержки субъектов малого предпринимательства в регионах — назначение налоговых льгот  или снижение налоговых ставок.

Поддержка инвесторов — это один из  макроэкономических регуляторов. Для частных лиц инвестиционной поддержкой чаще всего применяется четвертый вариант — возможность применять налоговые льготы. Так, при открытии ИСС клиент может получить налоговый вычет в размере 13 % по уплаченным налогам с доходов, полученных не инвестиционным путем.

Эффективность инвестиционного стимулирования в России

Как уже было сказано, особый менталитет и устройство экономической системы в России не позволяет планомерно двигаться к грамотной  мере использования  инвестиционной поддержки. Большую роль  играет коррупция, когда большая часть полезного инструмента применяется на некорректные цели, обогащение частных лиц. Именно поэтому инструменты инвестиционной поддержки в большинстве своем тотально контролируются государством, и живой инвестиционной помощи от государства типовой россиян не видит.

Например, НДФЛ уплачивается налоговым агентом, а не сами субъектом с его зарплаты, как это происходит, например, в США, где добросовестные граждане сами платят налоги и сдают налоговые декларации.  В России такая норма обернулась бы тотальными задержками платежей и перегруженностью органов судебно-исполнительной власти. При этом в России куда больше льгот и возможностей вернуть уплаченные налоги или платить и в минимальном объеме, но сами льготы человек или предприятие не видит, то есть не может держать их в руках.

Таким образом, институт инвестиционного стимулирования в России напрямую зависит от предпосылок социально-экономического развития страны. Сред нестатический россиян не мотивирован ни получать налоговые льготы, ни уменьшать уровень трат или увеличивать поступление налогов в бюджет, потому что не видит в этом прямой и косвенной отдачи, тогда как в Японии, Швеции, Германии граждане напрямую заинтересованы в тотальном контроле за уплатой налогов, так как воочию видят и поступающие льготы, и отдачу бюджета от своих инвестиций (налогов), и меры поддержки государства.

Единственным выходом из ситуации может служить тотальное обучение подрастающего поколения основам  инвестирования и принципам макроэкономики. В настоящее время большая часть людей, являясь экономически безграмотными, не могут использовать инвестиционные льготы в полной мере. И если могут, то все равно зависят от механизма взаимовыгодной коррупции на местах, что приводит к сокрытию доходов, неразумному распределению инвестиционных потоков и инвестиционных поступлений.

Грамотное обучение управлению финансами приведет к увеличению оборотов на фондовых рынках, что приведет к общему процветанию экономики и сохранности персональных средств  инвесторов.