Инвестиционная привлекательность

Содержание статьи:
  1. Понятие инвест привлекательности
  2. Факторы
  3. Методы оценки
  4. Критерии оценки в России
  5. Развитие
  6. Рейтинг привлекательности регионов

Что такое инвестиционная привлекательность? Это показатели инвестиционных проектов, которые затребованы конкретным инвестором. Оцениваются отдельные характеристики преимуществ и минусов инвестиционной политики и объектов инвестирования. Критерии задает конкретный субъект — инвестор.

Инвестиционная привлекательность региона напрямую зависит от инвестиционного климата конкретной страны или региона, а также отрасли. При анализе различных факторов (оценке ВВП, уровня инфляции и процентных ставок, оборота капитала) инвестор делает выводы о благоприятной ситуации для инвестирования.

Также инвестиционный климат оценивается по следующим факторам:
  • Природные ресурсы, экологическая обстановка
  • Развитие инфраструктуры
  • Качество и количество рабочей силы
  • Принципы государственного управления и политическая и экономическая стабильность
  • Налогообложение и упорядоченность в сфере законодательства
  • Социальные условия и другое.

В России регионами с высокой инвестиционной привлекательностью считаются Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижегородская, Свердловская, Тюменская, Тульская, Калужская, Ростовская, Ярославская, челябинская области, Якутия, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края.

Именно в этих регионах фиксируется более 85% всех инвестиций в экономику страны. К регионам со средней инвестиционной привлекательностью относятся практически все оставшиеся территории страны. К самым неперспективным регионам относят Адыгею, Туву, Ингушетию, Чукотку, Алтайский край, Еврейскую автономную область, Калмыкию.

Методы оценки инвестиционной привлекательности в России

Рейтинг привлекательности регионов составляется на основе данных Росстата и ведомств по анализу статистических данных: Минфина, Минсвязи, Минприроды, Банка России и Минфина.

Оцениваются в первую очередь инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Благодаря первому показателю можно понять, какое место в рейтинге занимает тот или иной регион. Второй фактор помогает проанализировать уровень потенциальных сложностей для инвестора в регионе.

Суммарный инвестиционный потенциал включает:
  • Природно-ресурсный
  • Туристический
  • Инновационный
  • Потребительский
  • Инфраструктурный
  • Производственный
  • Трудовой
  • Финансовый
  • Институциональный.
Суммарный инвестиционный риск включает:
  • Финансовый
  • Управленческий
  • Частный
  • Экологический
  • Экономический
  • Криминальный.

Для оценки инвестиционного климата в России важно принимать во внимание приток не только российских, но и иностранных инвестиций. Привлечение зарубежных капиталовложений позволяет получать более высокую прибыль в конкретных отраслях производства.

Россия в качестве страны как региона для инвестирования занимала в 2012-м 120-е место из 183 стран рейтинга. В 2013-м году ООН отметила, что рост притока иностранных инвестиций в страну составил 28%.

Для сравнения уровня инвестиционной привлекательности страны приведем пример в табличном варианте за 2013–2014 гг. Мы видим, что лишь три параметра снизились, все прочие отчетливо демонстрируют динамику роста.

Критерий

Рейтинг

2013 года

Рейтинг

2014 года

Изменение (+,-)

Организация бизнеса

100

88

-12

Получение разрешения на строительство

180

178

-2

Получение электроэнергии

188

117

-71

Регистрация собственности

46

17

-29

Получение кредитов

105

109

+4

Защита инвесторов

113

115

+2

Уплата налогов

63

56

-7

Международная торговля

162

157

-5

Обеспечение исполнения контрактов

10

10

Разрешение неплатежеспособности

53

55

+2

В течение 2014–2016 гг. в России наблюдался инвестиционный коллапс, однако уже в 2017-м инвестиции в экономику выросли на 4,4%, а в 2018-м — на 4,1%.

При общей положительной динамике доля регионов с резким падением уровня инвестиций очень высока: в конце 2018-го она составляла 40% от общего числа регионов страны. Регионы, экономика которых базируется на добыче сырья из-за нестабильности цен на мировом рынке, понизились в рейтинге, это касается, например, Томской области, Ненецкого АО, Алтайского края. Сохраняют свои позиции на уровне стагнации или незначительного роста лишь те области, где развитая оборонная или военная промышленность (Иркутская область, например).

Значительно диверсифицировала риски инвестирования политическая ситуация в стране, масштабное снятие с должностей глав регионов, а также влияние федеральных программ на территорию Крыма и Севастополя.

Централизованная власть стремится к политике унификации управления регионами, что напрямую влияет на уровень распределения субвенций и субсидий. А они, в свою очередь на фоне нестабильной экономики, являются основной поддержкой для крупных инвесторов.

В 2018-м топ-10 регионов с максимальной инвестиционной привлекательностью частично изменился. Новосибирская область потеряла в позициях суммарной привлекательности, зато снизились инвестиционные риски. Топ-лидер инвестиционной привлекательности — Москва — продвинулась на уровень верх по сумме рисков и занимает теперь в рейтинге 12-е место. Это произошло из-за резкого сокращения бюджетирования энергетического, дорожного и жилищно-коммунального хозяйства города. Но при этом в текущее время доля ВВП столицы в России составляет 25%, доля в сфере обрабатывающей промышленности — 18%.

Отрицательное влияние на экономику оказали инвестиции, связанные с недавно прошедшим мундиалем. Вместо планируемого повышения инвестиционной привлекательности регионов на выходе большая часть областей получила практическую стагнацию и даже упадок отдельных отраслей производства.

Развитие инвестиционной привлекательности

Чтобы выправить ситуацию в стране, Минфин разработал инновационную реформу «модельного» бюджета. Регионы будут получать субсидии, определенные по специальному общероссийскому нормативу с корректировкой на особенности региональной специфики. Для каждого региона модель финансирования будет сопоставляться с реальным бюджетом. Данная модель позволит отследить, в каком регионе неэффективно используются и расходуются средства, и где из областей планировать повышение трансфертов.

Модель частично применена в 2017-м году: примерно 20% всех субсидий распределено по модельному принципу. В 2018-м — уже 30% бюджета было распределено в формате модельного финансирования. Результаты уже есть: более половина регионов, которая дотировалась из бюджета, распределяла бюджетные дотации нерационально, вследствие чего финансирование было урезано. В неблагоприятные с точки зрения рисков регионы вошли Калининградская область, Чукотка, Ингушетия, Севастополь и другие области.

Итоговый рейтинг топ-10 инвестиционной привлекательности регионов на 2018–2019 гг. выглядит следующим образом.
Область/
регион
Рейтинг
2019 года
Рейтинг
2018 года
Индекс 2019 года
Москва 1 2 283,6
Республика
Татарстан
2 3 283,3
Тюменская
область
3 1 282,6
Калужская
область
4 13 279,7
Санкт-Петербург 5 4 276,6
Тульская
область
6 5 276,4
Московская
область
7 9 276,2
Белгородская
область
8 11 275,4
Ленинградская
область
9 12 274,8
Ульяновская
область
10 10 273,6

В июне 2019 года Агентство стратегических инициатив предоставило суммированные данные по росту привлекательности регионов (см. таблицу). Отмечено, что положительная динамика условий для инвестирования отмечена во всех регионах. Во многих регионах в последние годы создаются специализированные структуры, которые улучшают условия развития региона. Это фонды развития промышленной и инвестиционной деятельности, задача которых предоставлять займы и субсидии для финансирования затрат на возведение и строительство объектов, капстроительство, развитие инфраструктуры и поддержки инновационных стартапов. Одним из наиболее прогрессивных регионов в этом направлении признана Чувашская Республика.